Любое творение Мастера —
это частица его души, частица его жизни. Мы можем лишь догадываться, насколько
авторское «Я» проникает в литературный образ. Сопоставляя факты биографии
писателя с сюжетом романа, мы можем приоткрыть завесу тайны, которую скрывает
художественное произведение. Но не это главное. Прежде всего хотелось бы понять
внутреннюю связь автора с героем романа.
В 1879 г. в критических
заметках «Лучше поздно, чем никогда» И. А. Гончаров писал: «Чаще всего меня видят
в Обломове, любезно упрекая за мою авторскую лень и говоря, что я это лицо
писал с себя».
Размеренная жизнь
писателя, без бурных страстей и серьезных перемен, давала повод к нахождению
такого сходства. Например, Тургенев как-то заметил, что кругозор Гончарова
«ограничивается мелкими интересами», а Достоевский был убежден, что талантливый
человек не может быть «с душою чиновника, без идей и с глазами вареной рыбы».
Но великие ошибались. Спокойствие — это не отсутствие мыслей, а медлительность
нельзя считать ограниченностью. «Я же с детства, как нервозный человек, не
любил толпы, шума, новых лиц. Моей мечтой была не молчалинская, а горацианская
умеренность, кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких
приятелей, это впоследствии назвали во мне обломовщиной», — писал Гончаров,
предвидя противоречивые оценки романа последующими поколениями. Писатель
словно предугадал, что его герой (а следовательно, и авторский замысел) будет
понят неоднозначно.
В произведении, и прежде всего в его центральном образе, писатель
воплотил свои впечатления от жизни в Симбирске и Петербурге, а также счастливые
минуты детства. Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих
(как занимали его самого), и потому мучительно искал верный тон романа,
отправную точку в раскрытии сомнений и переживаний героя. Не случайно рождение
произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в «Сне
Обломова». Именно там скрыт ключ к разгадке образа.
Теплые воспоминания о
жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель
поместил в знакомые ему места, а черты Захара, по мнению биографов, взяты у
слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича,
написанные им в очередной приезд на родину (во время создания романа): «Лежу,
отдыхаю, не выходя из халата. Около меня бегают два шалуна... братнины дети».
Такое же состояние испытывает Илья Ильич в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Автор наделил ее кроткой и беззаветной любовью, словно мысленно обращаясь к
матери, Авдотье Матвеевне, «славной, чудесной женщине». Как бережно хранил в
памяти И. А. Гончаров сердечность родного очага, так же трепетно перенесены
эти ощущения в романное действие.
Влюбленность Обломова
сродни той душевной буре, которую пережил сам автор. Переписка с Елизаветой
Васильевной Толстой — предтеча того всплеска нежности, добра и благородства,
выраженных в письме Ильи Ильича к Ольге. И вновь слова Гончарова как бы взяты
со страниц романа: «Нет, не могу, не смею любить. Мне — любить? Вдруг сказать ей — я люблю!»
Способностью любить
Гончаров наделил своего героя, но писатель не дал ему возможность совершить решительный
поступок. Такой поступок, который совершил он сам. Речь идет о кругосветном
вояже, в который отправился «маркиз де Лень», как шутливо называли Ивана
Александровича. Тем не менее впечатления, полученные от путешествия, мысли,
рожденные вдали от родины, вошли в роман, придав ему масштабность, а образу
героя всечеловеческую ценность.
Увидев красоту мира в
первозданной природе, в нетронутой цивилизацией жизни людей, писатель утвердился
в мысли о том, что природное начало праотцов сохраняет в человеке лучшие его
качества: любовь, терпимость, благородство, честность, бескорыстие. Посетив
развитые страны, он ощутил нерасторжимую связь, и в то же время противоречие
прошлого й настоящего. В сознании Гончарова столкнулись две «правды» — уходящей
и новой жизни. На чьей стороне нравственное превосходство, писатель не решился
сказать.
Потому главной темой
романа «Обломов» можно считать стремление к идеалу, совершенству в жизни, в душе
человека, то стремление, которое ощущал сам Гончаров и которое пытался
воплотить в герое. «С той самой минуты, когда я начал писать для печати... у
меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй,
симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего
правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец,
окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания
слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры».
В этом и заключена та
внутренняя связь, что объединяет героя романа и его создателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий