«Обломов» И. А.
Гончарова — это роман о человеке, борющемся с самим собой. На его пути
постоянно возникают препятствия и трудности: от смехотворных — встать или не
встать с кровати, житейских — съезжать ли с квартиры, до общечеловеческих,
философских — «быть или не быть», «Что ему делать теперь? Идти вперед или
остаться?» Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского».
Среди испытаний,
выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью.
«Господи! — восклицал Обломов. — Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?..»
Но не только Илью Ильича
оделяет Гончаров этим высоким и светлым чувством. Любовь приходит к Ольге и
Штольцу, к Агафье Матвеевне, и для каждого это чувство является нравственным
испытанием. Как ведут себя герои в минуты наивысшего подъема сил? Что приносит
им это прекрасное чувство? Не навязывая своей точки зрения, Гончаров дает
возможность читателю сделать самостоятельные выводы.
Основная сюжетная линия
романа — взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Желая спасти своего
друга от разрушительной лени, Штольц знакомит Илью с Ольгой. Андрей надеется,
что она вернет Обломова к активной деятельности. И действительно, по прошествии
некоторого времени Илья Ильич изменился: «на лице ни сна, ни усталости, ни
скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». В нем
просыпаются сильные чувства, тончайшие струны души оживают, он «лишь проснется
утром, первый образ в воображении — образ Ольги». Его возлюбленная тоже сжила и
чувствовала жизнь только с Обломовым». Однако «любовь делалась строже,
взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность», и Илья Ильич, в
душе которого, по наблюдениям Дмитрия Писарева, боролись два начала, приходит
к выводу, что «любовь — претрудная школа жизни». Обломов задумывается о происхождении
чувства Ольги, о дальнейшей ее судьбе и выносит себе суровый приговор: «Я
похищаю чужое! Я — вор!»
Сомнения рождают
поэтический полет души и мыслей, который находит выход в страстном письме Обломова
к Ольге: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с
ветки, где села ошибкой...»
Не хочется верить
замечанию критика Юрия Лощица, что «влюбленность Ольги носит... экспериментальный
характер», ведь ей удалось вдохнуть жизнь в Обломова. Однако желание подчинить
себе Илью, достичь морального превосходства над ним заставляют сомневаться в
искренности Ольгиных чувств.
Всепоглощающая
преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской
любви, — вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги он
этого не найдет. Но любовь — это всегда жертва, а на самопожертвование герой
Гончарова не способен. Поэтому и Ольга не сможет найти в Обломове того, что
ищет в любимом человеке: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить
для меня, — а ты уж давно умер».
Судьба бросила вызов
Обломову, он начал бой с обломовщиной в самом себе, но это внутреннее
столкновение носит в романе трагический характер. Прежде физической смерти
наступает духовная гибель героя: «Сердце было убито: там на время затихла
жизнь».
Пройдут годы, и в жизни
Ильи Ильича появится другая женщина — Агафья Матвеевна Пшенипына, олицетворяющая
ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов. Ощутил ли он вновь любовный
трепет, сладостное волнение, слезы радости? Едва ли. Иначе бы не таился от
друзей своих, Ольги и Штольца, не прощался бы с ними навечно, завещая, как
память о себе, заботу о сыне. Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на
настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».
Обретя покой, Илья Ильич
внес мятежный дух в сердце Агафьи Матвеевны. «Отчего полюбила она его именно,
отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как
будто на нее нашло?» Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением
во имя любимого человека. Агафья Матвеевна словно пришла из сказок,
рассказанных Илюше в детстве. Ее образ родился из фольклорных традиций, и,
возможно, поэтому от него веет теплотой и нежностью. Но почему же финал этой
«сказки» трагичен? Умирает Обломов, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Эта
милая, кроткая женщина потеряла всех, кого так преданно любила. «Она поняла,
что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул
опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда...»
Неужели все, чего
касается Обломов, обречено на смерть? Тогда Ольга и Штольц должны быть счастливой
парой. Но отчего же Гончаров не дает нам такой уверенности?
Они жизнерадостны и
деятельны, они постоянно совершенствуются, они знают, как им жить и что
делать. Может быть, читательское недоверие возникает потому, что они живут
преимущественно умом, а не сердцем. Ольга считала, что, «признав раз в
избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому
любила, а переставала верить — переставала и любить...». Штольц же «как
мыслитель и как художник, ткал ей разумное существование».
Может быть, нас смущает,
что Ольгу иногда настигает тоска, «будто ей мало было счастливой жизни». Одно
мы понимаем определенно, что воспоминания об Обломове дают живительную силу,
пополняют их душевной теплотой и искренностью. «Это хрустальная, прозрачная душа;
таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»
Совместная жизнь Ольги и
Штольца не несет в себе трагическое противоречие, но, однако, оставляет у читателя
чувство тоски о чем-то не свершившемся.
Состояние печали,
трагичности — таков результат испытания любовью, которое выпадает на долю
литературных персонажей по воле Ивана Александровича Гончарова. Причину,
видимо, следует искать в личной жизни писателя, в глубинах его души.
«Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою...»
(А. С. Пушкин)
Комментариев нет:
Отправить комментарий