В примечаниях к роману
«Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время
расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно
внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень
легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой —
после дуэли с Ленским — покидает свое имение, весной (но кто же не вспомнит
затверженные с детства пушкинские строчки: «Гонимы вешними лучами...»!) Татьяна
приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в
романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное
пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается
в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и
временные координаты действия.
Рассмотрим прежде всего
роль пейзажа в формировании романного пространства. События шести из восьми
глав романа разворачиваются в деревне, и место действия - усадьба поместного
дворянина — оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Обращает на
себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих
художественное пространство, — рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы:
...вдруг перед собою
С холма господский видит
дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою
рекою... —
или:
Два дня ему казались
новы
Уединенные ноля,
Прохлада сумрачной
дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и
поле
Его не занимали боле...
В начальных главах
романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию,
по набору реалий и стилистике напоминающую сельские виды из элегий Жуковского:
те же луга и рощи, те же мирно гуляющие по ним стада (причем «сельскохозяйственная»
конкретика в описании абсолютно исключается), то же тихое журчание ручья.
Стилизация пейзажного рисунка под романтический «сельский вид» особенно заметна
в описании могилы Ленского — именно этот герой романа представлен в ореоле
романтических мечтании и «элегических затей». Все составляющие «сельского кладбища» тщательно выписаны: склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, «камень гробовой»,
«таинственный венок» — и обязательные пастух и пастушка (у Пушкина, правда,
один раз замененные на пахаря и жниц). Как и в романтических элегиях, пейзаж не
исчерпывается лишь зрительным рядом, видом на местность; он пронизан размышлениями
о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть
вечность:
Мой бедный Ленский! за
могилой
В пределах вечности
глухой
Смутился ли, певец
унылый,
Измены вестью роковой...
…………………………….
Так! равнодушное
забвенье
За гробом ожидает нас.
Однако обратим
внимание на характерно пушкинскую особенность пейзажа: «романтическое» описание могилы молодого поэта завершается неожиданно
прозаическим портретом — не идиллических пастуха и пастушки, а старого
крестьянина:
Один, под ним, седой и
хилый,
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет.
Стилистический «сбой» в
описании — знак смены художественной оптики: нечто и туманна даль романтического пейзажа
уступают место реалистической картине будничной сельской
жизни. «Романтические розы»,
воспеваемые Ленским, сменяются подчеркнуто прозаическими крестьянскими дровнями
(«Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях
обновляет путь...»), неуклюжим гусем, повалившимся на лед, и «волчихою
голодной», отправляющейся на охоту. Абстрактно-условные элегические «стада» и
«поля» у Пушкина описаны буднично:
На нивах шум работ
умолк...
……………………………….
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров иа
хлева...
Простота пейзажа
специально оговаривается автором и сознательно противопоставляется привычной
для современников Пушкина утонченности картин природы:
Но, может быть, такого
рода
Картины вас не
привлекут:
Все это низкая
природа...
Собственно пейзажная
картина строится в романе как широкая панорама, открывающийся вдаль вид:
«предметом» изображения обычно бывает лес («Лесов таинственная сень / С
печальным шумом обнажалась»), речка («Блистает речка, льдом одета»), небо («Уж
небо осенью дышало»), поле («И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей»).
При этом Пушкин отказывается от уточнений и подробностей, он не вглядывается в
детали — его пейзаж простирается до
линии горизонта, одна панорама
сменяется другой. Каждый новый объект, попадающий в поле зрения
наблюдателя, — это новая перспектива и новое пространство, открывающееся
взгляду читателя. Избегая (за редким исключением) крупных планов, Пушкин добивается
эффекта равномасштабности: с
рекой могут быть соизмеримы лес или поле, но не отдельный листочек или
травинка.
Цветовая гамма
пушкинской картины — точные цвета спектра: «все бело кругом», «синея блещут
небеса», «зеленый луг». (Выделено мной. — Сост.). Предпочитая
интенсивные цвета полутонам и оттенком, Пушкин добивается эффекта ясного,
контрастного изображения. Интенсивность освещения повышается за счет
«отраженного» света: солнечные блики многократно отражаются в зеркале
«блистающей речки» и только что выпавшего снега — «зимы блистательного ковра».
Пушкинские картины
природы в романе никогда не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется:
лето - «мелькнет», ноябрь - «приближался», снег - «мелькает, вьется», дни -
«мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные,
запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем
самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы.
Например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет:
Уж реже солнышко
блистало,
Короче становился
день...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу...
Интересно, что внешне объективная
картина логически завершается явно субъективным выводом:
...приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Прилагательное
определяет не состояние Природы, а восприятие ее человеком. Связь жизни
природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно, и прежде всего его
композицией. Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в
жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека. Весна
определяется как «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с
«бурей осени холодной» («Так бури осени холодной / В болото обращают луг / И
обнажают лес вокруг»). Жизнь человека подчиняется тем же универсальным
законам, что и жизнь природы. Подобно тому, как сменяют друг друга времена
года, рождается, умирает и вновь рождается все живое, течет и жизнь человека:
сменяются поколения, проходит «расцвет» и «увяданье» человеческая душа. И потому
столь не случайна прямая связь человека и природы в одном из лирических
отступлений в романе:
Как грустно мне твое
явленье.
Весна, весна! пора
любви!..
………………………………
Или с природой
оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Таким образом, жизнь
всех героев пушкинского романа (и автора в том числе) оказывается «вписана» в
жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин
определяет хронологию сюжета, но одновременно
является и метафорой вечного движения человеческой
жизни. Пейзаж формирует романное пространство, но
одновременно делает его и изменчивым, способным преображаться на глазах
у читателя. Благодаря пейзажу в романе создается картина
стремительно изменяющегося мира,
в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».
Комментариев нет:
Отправить комментарий