В первом номере журнала «Отечественные
записки» за 1859 год начал печататься роман И. А. Гончарова «Обломов».
Произведение вызвало многочисленные противоречивые отклики критиков и
литераторов. Первым обстоятельно разобрал творение Гончарова Н. Л. Добролюбов.
Уже в майском номере «Современника» была опубликована его статья «Что такое
обломовщина?».
Критик го свойственным
ему пристрастием к общественной позиции писателя выделяет обломовщину как
ведущую тему романа. Личность же героя для Добролюбова становится лишь
воплощением этого разрушительного явления русской действительности: «Главное
здесь не Обломов, а обломовщина». Вынося суровый приговор дворянству, критик
свел всю многогранность романа Гончарова и образа Обломова к одной составляющей.
Однако Обломов значительно шире обломовщины.
Для того чтобы понять
характер Обломова, необходимо обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим
себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку,
возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. Любовью и умиротворением веет
из этих глубин человеческого бытия. Легенды и сказки, былины и притчи формируют
сознание Ильи. «Преданья старины глубокой» рождали поэтическую мечтательность.
«И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла
действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины...» — так
выявляет Гончаров в своем герое черты, определяющие национальный характер.
Вынесенное из глубин
детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей
его действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого
взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные
любить, отторгаются Ильей как чуждые его нравственным идеалам: «Все это
мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет
совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью
человеку».
Иногда бывают минуты,
когда Илье Ильичу кажется, что он достиг душевных глубин. «Две теплые слезы»,
которые «медленно выплыли из-под ресниц» Обломова при воспоминании о матери,
«жаркой любви к ней»; осветившееся лицо Обломова, слушавшего музыку и дивный
голос, — это пение Ольги возвысило его, возродило утерянное, дало надежду. «У
него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья...»
Видим мы и проявление
затаенных сил в герое Гончарова, когда, вступившись за честь друга и возлюбленной,
он по-рыцарски благородно выгоняет подлеца Тарантьева.
Такого Обломова, тонко
чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, не все увидели в романе. Виной
тому не сам Обломов, а обломовщина, как уютный халат обволакивающая его.
Порождение
патриархально-дворянского быта, обломовщина корнями уходит в родовую вотчину
Ильи Ильича. Отрешенность, закрытость от реальной жизни, ограниченность
стремлений, гиперболизированная опеки старших, желание оградить, уберечь от
возможных проблем породили в Обломове апатию И лень, малодушие и эгоизм. «В
жизни моей, — скажет Илья Ильич Штольцу, — никогда не загоралось никакого, ни
спасительного, ни разрушительного огня». «Деревенская» и «петербургская
обломовщина» завершается «выборгской обломовщиной», жизнью с Агафьей
Матвеевной.
Не смог Илья Ильич
реализовать то «хорошее, светлое начало», лежащее, «как золото», в недрах его
чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не
дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так
и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его
себе.
Трагическая вина
Обломова в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Но разве это
вина одного Обломова? «Наше имя легион», — скажет Илья Штольцу и будет прав.
Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе
волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос
звучит со страниц романа и будоражит не одно поколение читателей. В этом
высочайшая ценность произведения Ивана Александровича Гончарова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий