четверг, 6 февраля 2014 г.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была за­вершена в 1824 году. Замысел комедии складывался после Отечественной войны в период оживления об­щественной жизни, ознаменовавшего собой смену од­ного мировоззрения другим. И появление в это время «Горя от ума» вызвало широкий резонанс в обществе, особенно в кругах дворянской интеллигенции. Коме­дия оказалась передовой для своего времени, отве­чающей духу эпохи. Интерес к ней был необычайно велик. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Пущин, отправляясь всего на один день к своему опальному другу Пушкину в Михайловское, захватил с собой и список комедии Грибоедова.

Чем же был вызван подобный интерес? Какую за­гадку скрывало произведение, поставившее имя Грибоедова в ряд величайших драматических писателей, а его комедию — в ряд мировых драматургических шедевров?
В начале комедии, на первый взгляд, нет ничего не­обычного. Напротив, она обещает быть вполне тради­ционной и следовать канонам распространенной в то время комедии интриги. С первых сцен читатель обна­руживает привычную канву развития сюжета: глав­ная героиня, Софья, девушка молодая и влюбленная, ее избранник, Молчалин, обладающий целым набором всевозможных достоинств, Лизанька, традиционное амплуа субретки, и многое другое. Появление Чацко­го еще более убеждает читателя в том, что сюжет ко­медии — любовная интрига, борьба нескольких пре­тендентов на руку девушки.
Первые характеристики Чацкого Лизанькой и Софьей создают ему репутацию светского щеголя, ко­торый «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив...» Чацкий влюблен в Софью — это заметно сразу. Его страстное выражение своих чувств, шум­ная радость встречи сильно отличаются от поведения тихого и скромного Молчалина. Очевидно, что симпа­тии Софьи на стороне последнего. Далее, вероятно, сюжет должен раскручиваться вокруг этого. Но здесь нарушается привычный для комедий подобного рода ход событий. Постепенно, по мере того как Чацкий встречается с действующими лицами комедии, бесе­дует с ними, рушится строгая схема. И тут-то выясня­ется, что Грибоедов изменил устои комедийного жан­ра. Именно Чацкий становится центральным лицом комедии, положительным героем, он, и только он дос­тоин любви Софьи, а не мелочный, двуличный и ра­болепный Молчалин. Да и основное действие начи­нает развертываться не вокруг отношений Чацкого и Софьи. Эти отношения лишь способствуют разви­тию более глубинного, более масштабного конфликта, который и является основным идейным содержанием «Горя от ума», раскрытие которого становится глав­ной целью комедии, подчиняя себе все остальные ли­нии. Этот конфликт — столкновение «века нынешне­го» и «века минувшего», в корне различных мировоззрений и отношений к жизни. Именно благодаря по­ставленной Грибоедовым проблеме, тем художествен­ным средствам, к которым прибегнул писатель в ее отображении, комедия «Горе от ума» получила широ­чайшую известность и остается актуальной до сих пор.
Чацкий в комедии — яркий представитель «века нынешнего». Он умен, образован, духовно развит, он обладает здравостью суждений и трезвостью в оценке окружающих его явлений. Мировоззрение Чацкого основано прежде всего на моральных и духовных цен­ностях, которые полярны ценностям, принятым в мо­сковском обществе. Вот почему главному герою так чужды нравы и неписаные законы жизни представи­телей «века минувшего». Природе Чацкого не свойст­венны лесть и угодничество, сластолюбие и раболе­пие, которые считаются Фамусовым и людьми его круга верными средствами для достижения жизнен­ных целей.
В комедии изображена подлинная картина москов­ских нравов, жизни московского дворянства. Первое представление о жизненных ценностях читатель по­лучает из уст Фамусова, который призывает Чацкого «в отцах» найти достойные примеры для подража­ния. Фамусов рассказывает о своем дядюшке Макси­ме Петровиче, который «отважно жертвовал затыл­ком», чтобы занять видное место при дворе, то есть, по мнению Фамусова, сделал достойную карьеру. «Учились бы, на старших глядя!» — поучает он Чац­кого. И только такое учение, почерпывание знаний из практического опыта отцов признается Фамусо­вым. Подлинное знание и образование для него — ис­тинное зло, которое надо пресечь, а для этого — «за­брать все книги бы да сжечь».
Фамусов в своих взглядах и суждениях не одинок. Так живут и рассуждают многие его единомышленни­ки, московский дворянский бомонд, причем не один десяток лет — с «времен очаковских и покоренья Крыма». Их взгляды составляют общественное мне­ние. Мыслящего и живущего иначе Чацкого они счи­тают «карбонари» и вольнодумцем.
Постепенно о Чацком формируется весьма однознач­ное и категоричное мнение. Софья пускает слух о его сумасшествии, и эта сплетня становится обществен­ным приговором. Ведь любой, кто нарушает издавна сложившийся жизненный канон, порядок, — тот дей­ствительно сошел с ума. А Чацкий обличает общест­венное зло, общественные порядки, видя в торжест­вующих пороках не проявление личных качеств Фа­мусова и иже с ним, а, по выражению Гончарова, про­явление «стихий общественной жизни».

Важно, что среди единомышленников Фамусова не только пожилые или старые люди, есть среди них и молодые, например Молчалин. Это свидетельствует о том, что Грибоедов вкладывал в слово «век» не толь­ко и не столько временное, сколько мировоззренче­ское значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий