Комедия А. С. Грибоедова
«Горе от ума» была завершена в 1824 году. Замысел комедии складывался после
Отечественной войны в период оживления общественной жизни, ознаменовавшего
собой смену одного мировоззрения другим. И появление в это время «Горя от ума»
вызвало широкий резонанс в обществе, особенно в кругах дворянской
интеллигенции. Комедия оказалась передовой для своего времени, отвечающей
духу эпохи. Интерес к ней был необычайно велик. Об этом свидетельствует хотя бы
тот факт, что Пущин, отправляясь всего на один день к своему опальному другу
Пушкину в Михайловское, захватил с собой и список комедии Грибоедова.
Чем же был вызван
подобный интерес? Какую загадку скрывало произведение, поставившее имя Грибоедова
в ряд величайших драматических писателей, а его комедию — в ряд мировых
драматургических шедевров?
В начале комедии, на
первый взгляд, нет ничего необычного. Напротив, она обещает быть вполне традиционной
и следовать канонам распространенной в то время комедии интриги. С первых сцен
читатель обнаруживает привычную канву развития сюжета: главная героиня,
Софья, девушка молодая и влюбленная, ее избранник, Молчалин, обладающий целым
набором всевозможных достоинств, Лизанька, традиционное амплуа субретки, и
многое другое. Появление Чацкого еще более убеждает читателя в том, что сюжет
комедии — любовная интрига, борьба нескольких претендентов на руку девушки.
Первые характеристики
Чацкого Лизанькой и Софьей создают ему репутацию светского щеголя, который
«остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив...» Чацкий влюблен в
Софью — это заметно сразу. Его страстное выражение своих чувств, шумная
радость встречи сильно отличаются от поведения тихого и скромного Молчалина.
Очевидно, что симпатии Софьи на стороне последнего. Далее, вероятно, сюжет
должен раскручиваться вокруг этого. Но здесь нарушается привычный для комедий
подобного рода ход событий. Постепенно, по мере того как Чацкий встречается с
действующими лицами комедии, беседует с ними, рушится строгая схема. И тут-то
выясняется, что Грибоедов изменил устои комедийного жанра. Именно Чацкий
становится центральным лицом комедии, положительным героем, он, и только он достоин
любви Софьи, а не мелочный, двуличный и раболепный Молчалин. Да и основное
действие начинает развертываться не вокруг отношений Чацкого и Софьи. Эти
отношения лишь способствуют развитию более глубинного, более масштабного
конфликта, который и является основным идейным содержанием «Горя от ума»,
раскрытие которого становится главной целью комедии, подчиняя себе все
остальные линии. Этот конфликт — столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»,
в корне различных мировоззрений и отношений к жизни. Именно благодаря поставленной
Грибоедовым проблеме, тем художественным средствам, к которым прибегнул
писатель в ее отображении, комедия «Горе от ума» получила широчайшую
известность и остается актуальной до сих пор.
Чацкий в комедии — яркий
представитель «века нынешнего». Он умен, образован, духовно развит, он обладает
здравостью суждений и трезвостью в оценке окружающих его явлений. Мировоззрение
Чацкого основано прежде всего на моральных и духовных ценностях, которые
полярны ценностям, принятым в московском обществе. Вот почему главному герою
так чужды нравы и неписаные законы жизни представителей «века минувшего».
Природе Чацкого не свойственны лесть и угодничество, сластолюбие и раболепие,
которые считаются Фамусовым и людьми его круга верными средствами для
достижения жизненных целей.
В комедии изображена
подлинная картина московских нравов, жизни московского дворянства. Первое
представление о жизненных ценностях читатель получает из уст Фамусова, который
призывает Чацкого «в отцах» найти достойные примеры для подражания. Фамусов
рассказывает о своем дядюшке Максиме Петровиче, который «отважно жертвовал
затылком», чтобы занять видное место при дворе, то есть, по мнению Фамусова,
сделал достойную карьеру. «Учились бы, на старших глядя!» — поучает он Чацкого.
И только такое учение, почерпывание знаний из практического опыта отцов
признается Фамусовым. Подлинное знание и образование для него — истинное зло,
которое надо пресечь, а для этого — «забрать все книги бы да сжечь».
Фамусов в своих взглядах
и суждениях не одинок. Так живут и рассуждают многие его единомышленники,
московский дворянский бомонд, причем не один десяток лет — с «времен очаковских
и покоренья Крыма». Их взгляды составляют общественное мнение. Мыслящего и
живущего иначе Чацкого они считают «карбонари» и вольнодумцем.
Постепенно о Чацком
формируется весьма однозначное и категоричное мнение. Софья пускает слух о его
сумасшествии, и эта сплетня становится общественным приговором. Ведь любой,
кто нарушает издавна сложившийся жизненный канон, порядок, — тот действительно
сошел с ума. А Чацкий обличает общественное зло, общественные порядки, видя в
торжествующих пороках не проявление личных качеств Фамусова и иже с ним, а,
по выражению Гончарова, проявление «стихий общественной жизни».
Важно, что среди
единомышленников Фамусова не только пожилые или старые люди, есть среди них и
молодые, например Молчалин. Это свидетельствует о том, что Грибоедов вкладывал
в слово «век» не только и не столько временное, сколько мировоззренческое
значение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий