Роман Гончарова берет
начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из
неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде
всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити романа.
Нередко этот отрывок
сравнивают со стихотворением А. С. Пушкина «Сон», в котором лирический герой
благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни:
Душевных мук волшебный исцелитель.
Мой друг Морфей, мой давный утешитель!
Тебе всегда Я жертвовать любил,
И ты жреца благословил.
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час,
Когда, в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое...
Я сам не рад болтливости своей.
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклони,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Абсолютно также
предается упоительному сну и герой романа Гончарова. «... он в
бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о кикой-то
неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершают чудеса, где
текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а
день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья
Ильич, да красавицы, что нч в сказке сказать, ни пером описать».
Именно в Обломовке, в
далекие детские годы, сложилась важная и во многом определяющая черта характера
Ильи — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным,
подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И
поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла
действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может
быть, еще не отрешиться ему от этой веры».
Эти сословные традиции,
с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратясь
отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову
естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского
практицизма Штольца.
Там, в обломовском сне,
в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи
Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осознать
сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во
«Сне».
Ясно прочитывается в романе
параллель Ильи Обломова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе
тридцать три года. Некоторые исследователи утверждают, что в образе калик
перехожих, исцеливших Муромца, в романе изображены Ильинская и Штольц.
Однако существует иное
мнение. В частности, Ю. Лощиц пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе
не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая
волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе
какого-нибудь любимца, тихого, безобидного — другими словами, какого-нибудь
лентяя, которого все обижают,— да и осыпает его ни с того ни о сего разным добром,
а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на
какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе
— почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь
его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не
лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Таравтьева И Мухоярова
и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом — Штольцем. И это
ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны
Агафью Матвеевну — новую Милитрису Кирбитьевну».
Сказка из «Сна» со страниц
переходит в жизнь Обломова и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне,
«настоящее и прошлое слились и перемешались». И вновь Илья Ильич попадает в «сонное
царство», только оно уже именуется «жизнь».
Определяя главенствующую
роль «Сна Обломова» во всем произведении, А. Дружинин писал, что этот эпизод «уяснил
и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал
его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный
как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во
всем романе».
Эмоциональный и
художественный строи «Сна» словно камертон, задающий тон всему роману,
поднимает повествование до эпических масштабов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий