«Маленькие трагедии»
создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия
холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете «Пира во время чумы»).
Все «маленькие
трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже
известных произведений или сюжетов. Однако здесь есть определенная мистификация.
В «Скупом рыцаре» указывается, что это «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».
Но у Ченстона (Шенстона) нет такой пьесы. В английской литературе такого
произведения вообще нет, т. е. перед нами литературная мистификация. В основу
«Моцарта и Сальери» положена известная легенда об отравлении великого
композитора соратником-завистником. «Дон Гуан» — также распространеннейший народный
сюжет, на который создавалось множество литературных произведений (Тирсо де
Молина, Мольер, Байрон). «Пир во время чумы» — творческая переделка английского
драматурга Дж. Вильсона «Чумный город». В пьесе Вильсона 13 сцен, из которых
Пушкин выбрал одну. Пушкин перевел ее полностью, убрал второстепенные детали,
сжал действие, сократил число персонажей, ввел две песни — Мери и
Председателя, изменил заглавие.
Основной пафос
«Маленьких трагедий», а соответственно, то, что их объединяет в единое целое —
попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их
непреложность. Пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных
законов (по разным причинам) и приходит к выводу, что любой отход от
нравственного закона приводит к деградации личности, человек лишается самого
главного — смысла своего бытия. Пушкин как бы кладет на одну чашу весов нравственный
закон, а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.
В «Скупом рыцаре» это
власть. Для Барона скупость и накопительство — не цель. Золото и деньги для
него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти,
а осознания собственной силы, возможности того, что «стоит лишь захотеть...»
Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в
Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти (она же жажда
денег). В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких
человеческих чувств — ни любви к сыну (он даже обвиняет его в попытке убить
отца), ни любви к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о
ключах.
В «Моцарте и Сальери»
это слава. Сальери всю жизнь добивается славы, но, достигнув ее, понимает, что
природа творчества иная — пример тому Моцарт. Творчество, по Пушкину, это воплощение
радости жизни, чувство полноты бытия. Сальери свою творческую деятельность
подчинил совсем иному — для него главное не творчество, но то, что это
творчество дает — успех, слава. Для того, чтобы добиться признания, он
«поверяет алгеброй гармонию». Его творчество, основанное на соблазне (слава),
не является творчеством истинным, а по Пушкину, и не может являться таковым.
Именно от того, что изначальные побудительные мотивы в творчестве Сальери не
были нравственны, возникает порочный круг. Одни безнравственные поступки
порождают другие. Жажда славы порождает в Сальери зависимость от мнения толпы,
лишает его свободы, а без свободы никакое творчество невозможно. То, что
Сальери начинает завидовать Моцарту, закономерно. Моцарт создает гениальные
произведения, но именно потому, что не ставит своей целью славу и шумный успех.
То, что для Сальери непостижимо (Моцарт останавливается слушать уличного
музыканта), для Моцарта — способ чувствовать себя свободным, ощущать полноту и
радость бытия. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей
Сальери, и для Сальери (который уже преступил нравственный закон, взявшись за
творчество с нечистой целью) само собой разумеющимся представляется выход —
отравить Моцарта. Одна из центральных идей Пушкина — идея о том, что гений и
злодейство — две вещи несовместные. Злодейство — результат ложного пути,
результат нарушения нравственного закона, к злодейству идут достаточно долго,
постепенной на первый взгляд незаметно. Последние раздумья Сальери именно об
этом — был ли убийцей «создатель Ватикана». Для Пушкина ответ очевиден — нет.
В «Каменном госте»
Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю
личности, «эго» отдельного человека. Философия Дона Гуана — философия
индивидуализма (герой-индивидуалист — центральный персонаж романтических
произведений, напр, в «Дон Жуане» Байрона). Однако у Пушкина противостояние
героя-индивидуалиста и общечеловеческих нравственных законов доведено до
максимума. Дон Гуан сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю, власть.
Он противопоставляет свою волю Божьему промыслу, стремясь в своем своеволии
сравниться с Богом. Именно таков пафос «Каменного гостя». Не случайно Дон Гуан,
убив Дона Карл оса, тут же, при убитом, объясняется в любви Лауре, не случайно
вспыхивает страстью к Донне Анне только после того, как узнает, что она — вдова
убитого им человека. Решив соблазнить Донну Анну, Дон Гуан преследует цель
гораздо большую, чем просто любовь смертной женщины. Это его соревнование с
Богом. Сцена приглашения Статуи в гости к Донне Анне — подтверждение тому - Дон
Гуан умело манипулирует сознанием людей, используя при этом в качестве
наживки, в частности, и нравственный закон. Соблазняя Донну Анну, он уверяет,
что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком, давая, таким
образом, своей жертве возможность примирить в своей душе противоречия между
страстью и нравственным законом — по словам Гуана, Донна Анна, отвечая на его
любовь взаимностью, наставляет его на путь истинный, таким образом получается,
что ее любовь имеет якобы нравственную миссию. Сцена явления Статуи Командора —
высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.
В «Пире во время чумы»
Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет смерть,
осязаемым воплощением которой и является Чума (но случайно у Пушкина «Чума» пишется
с большой буквы — это символ). Осознание неизбежности смерти преследует всех
живых существ. Чума лишь обостряет это чувство. Герои «Пира...» как бы задают
самим себе и окружающим извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано или
поздно она все равно прекратится, все будет прах, все позабудется? Личность,
нетвердая в убеждении незыблемости нравственных законов, в их абсолютной
ценности, не способна противостоять в ситуации, когда для нее не решен этот
вопрос. Вальсингам и его гости веселятся, предаются разврату и пьянству, но во
всем этом мало радости — повсюду чувствуется смерть. И основное, что заставляет
их веселиться, — это страх смерти. Их веселье — это не ощущение полноты жизни,
радости бытия, но попытка заглушить страх смерти. Некоторое сознание ценности
нравственных законов еще теплится в душе присутствующих (песня Мери),
Вальсингам сам осознает, что разрушает свою душу, что дух его погублен и уже
почти мертв (гимн во славу чумы, разговор со Священником).
Таким образом, «Маленькие трагедии» представляют собой своего рода
философский манифест Пушкина, отражение его представлений о творчестве и о
смысле жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий