1. Проблематика
произведения построена на
соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.
Проблема народного
счастья — идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с
места (произведение не окончено).
2. В поэме отразились
противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые
противоречия (гл. «Помещик», «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском
сознании (с одной стороны народ — великий труженик, с другой — пьяная
невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и
невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о
том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г)
Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением,
покорностью (образы Савелия — богатыря святорусского и Якова верного, холопа
примерного).
3. Отражение
революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного
заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции
народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом
Н. А. Добролюбова.
4. Отражение эволюции
народного сознания связано с образами семи
мужиков, которые постепенно
приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа,
Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что
крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.
5. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение критического реализма:
а) Историзм (отражение
противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),
б) Изображение
типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи
мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),
в) Самобытные черты реализма Некрасова —
использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова
и Островского.
6. Жанровое своеобразие:
Некрасов использовал
традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр
«Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси,
обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков).
Для поэмы характерно
обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б)
Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский, а) Песня — обрядовая
(свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д)
Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий