четверг, 20 февраля 2014 г.

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1.   Проблематика   произведения   построена   на   соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.
Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников  — символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).
2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Поме­щик», «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ — великий труженик, с другой — пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духов­ностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, заби­тостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия — богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

3. Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим про­тотипом Н. А. Добролюбова.
4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи  мужиков,  которые  постепенно  приближаются  к  правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне вос­приняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.
5.  «Кому на Руси жить хорошо» — произведение критического реализма:
а) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в поре­форменной России (см. выше),
б) Изображение типических характеров в типических обстоя­тельствах (собирательный образ семи мужиков, типические обра­зы попа, помещика, крестьян),
в)  Самобытные черты реализма Некрасова — использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лер­монтова и Островского.
6. Жанровое своеобразие:
Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволя­ло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хо­рошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обоб­щенный народный взгляд на мир — семь мужиков).

Для поэмы характерно обильное использование жанров фольк­лора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) — Са­велий, богатырь святорусский, а) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья при­тча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, пого­ворки, загадки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий