четверг, 20 февраля 2014 г.

Лирика Н.А. Некрасова

Периодизация творчества:
1. Ранний романтический период (40-е гг.). Произведения этого периода носят на себе печать ученичества. Первый сборник удосто­ился резкого критического отклика Белинского. Главная тема — тяжелая судьба «маленького человека» (влияние «натуральной школы»). К этому периоду относятся стихотворения: «Вчерашний день...» (1848), «В дороге» — социальная элегия, «Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной», «Тройка», «Перед дождем», цикл «На улице». Основной принцип поэтики — идти от конкретной сцены к художественному обобщению. Поэт еще не делает революционных выводов, а лишь сочувствует, со­страдает своим героям.

2.   Воспевание  крестьянской  демократии.   Главная  тома  — жизнь деревни, быт крестьян. Поэт использует образы природы для передачи общей атмосферы народного страдания (природа скорбит вместе с народом). Стихотворения: «В деревне», «Несжа­тая полоса», «Забытая деревня».
3.  Поэзия революционной демократии (со 2-й половины 50-х гг.). Сотрудничество, а затем должность редактора в журнале «Со­временник». Печатается в «Колоколе» Герцена и альманахе «По­лярная звезда». Основная идея творчества — идея гражданского служения, борьбы за гражданские убеждения. Стихотворения: «Поэт  и  гражданин»,   «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Железная дорога» (1864), поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1876—77).
Тема народного заступничества. Стихотворения: «Памяти Добролюбова» (1864), «Памяти приятеля» (поев. Белинскому), поэма «Белинский» (1855), «Пророк» (о Чернышевском) (1874), «Кому на Руси жить хорошо» (образ Гриши Добросклонова).
4. «Элегия» —поэтическое завещание Некрасова.
«Вчерашний день часу в шестом...»
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку-молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Муза Некрасова — это не идеальный женский образ, воплоще­ние совершенства и красоты, но сострадание, воплотившееся в об­разе крестьянки.

Размышления у парадного подъезда (1858)
Стихотворение было впервые опубликовано в газете «Колокол» (1860). А. И. Герцен так прокомментировал эту публикацию: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
Само название стихотворения («Размышления...») указывает на одические традиции Ломоносова и Державина. Однако тради­ции переосмыслены Некрасовым, «высокие» некрасовские слова но однозначны, как у Ломоносова. В тексте стихотворения явно прослеживается перекличка с одой Державина «Вельможа». С первых строк поэт обличает лжеторжественность, «парад холопст­ва, торжество холуйства»:
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик и вдовица.
В отличие, от оды Державина (в которой к вельможе приходят просители, в том числе и вдова) у Некрасова появляются просите­ли-мужики — символический образ деревенской России. Поэт ри­сует крайнюю степень нищеты, горя и униженности крестьян. « Крест на шее и кровь на ногах» выступают символом страдания и подвижничества. Швейцар прогоняет просителей, не приняв «скудные лепты».
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»
Разводя безнадежно руками,
И покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.
Затем поэт вводит читателя в покои вельможи, погруженного в негу и роскошь. В самом стихотворении эта часть отделена, резко меняется размер и рифмовка.
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
 Волокитство, обжорство, игру, —
Пробудись!
Описание старости вельможи, его «аркадской идиллии» резко контрастирует с общим содержанием произведения. Поэт не дает вельможе умереть па родине, к которой тот не причастен:
Убаюканный ласковым пением.
Средиземной волны, — как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением).
Авторское отношение проявляется в отроках:
... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Напряженный лиризм стихотворения разрешается стоном-пес­ней, в которой предстает обобщенный образ русской земли:
... родная земля,
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
 Где бы русский мужик не стонал!
В кульминации стихотворения появляется тема Волги — из­вечной героини русских народных песен:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,
Где народ, там и стон,-.
Завершает стихотворение мучительный вопрос, обращенный к народу:
...Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль,судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Памяти Добролюбова
Это стихотворение — эпитафия, написанная в форме послания, Образ Добролюбова, созданный в стихотворении, во многом ни мши и образом Чернышевского, и героями произведений Чернышевского (Рахметов). Добролюбов предстает в стихотворении как гражданин, подвижник, посвятивший жизнь служению родине.
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой...
В стихотворении создан обобщенный образ революционера-де­мократа, пророка и просветителя, способного переделать мир на разумной основе. Некрасов показывает, каким горем стала для друзей, потомков и родины смерть Добролюбова.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук твоих упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами...
Плачь, русская земля, но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты,
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно...
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Элегия(1874)
В стихотворении использованы многие образы и мотивы Пуш­кина. «Элегия» перекликается с «Деревней», «Памятником», «Вновь я посетил...» (обращение к юному поколению), «Эхом». Стихотворение делится на 4 части. В первой поэт размышляет о «теме старой» — «страданий народа»:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Вторая часть посвящена размышлениям Некрасова о себе как поэте.
Я лиру посвятил народу своему.
Выть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, —
Шепнула муза мне: — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Третья часть посвящена размышлениям о судьбах крестьянст­ва в пореформенной России. Поэт приходит к выводу, что за 13 лет (с 1861) перемен к лучшему не произошло. Некрасов видит проти­воречие между безрадостной жизнью крестьян и гармоничностью природы.
В четвертой части поэт-деятель благословляет народный труд и проклинает «народного врага». Однако стихотворение заканчива­ется пессимистически:
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей галет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком. пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! Не внемлет он — и не дает ответа...

Комментариев нет:

Отправить комментарий