1. О композиции
«Постепенное
проникновение во внутренний мир героя. «Бэла», заключая в себе интерес
отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого
сочинения, равно как и «Фаталист» и «Тамань»... Теперь они являются вместе с
другими, с «Максим Максимычем», «Предисловием к журналу Печорина» и «Княжною
Мери», под одним общим заглавием «Герой нашего времени». Во всех повестях одна
мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов.
В
«Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под
вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его
при свидетелях — с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но
ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раздражено. Наконец в
руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе «Тамань»
герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только
заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к «Княжне Мери», и
туман рассеивается... основная идея романа, как горькое чувство, пристает к
вам и преследует вас. Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе
Печорин является не героем, а только рассказчиком случая... странное дело! вы
еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и
грустнее».
2. Замечания по системе
образов
Максим Максимыч:
«Тип старого кавказского
служаки... умственный кругозор очень ограничен... Какое теплое, благородное,
даже нежное сердце бьется в железной груди!»
Азамат:
«Дикарь, разбойник по
рождению, для которого нет в мире ничего дороже оружия и лошади и для которого
желание — медленная пытка на малом огне».
Бэла:
«Одна из тех глубоких
женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются
ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше
принадлежать ни другому, ни самим себе».
Грушницкий;
«Идеальный молодой
человек... «производить эффект — его страсть». В их душе часто много добрых
свойств, но ни на грош поэзии».
Мери:
«Эта девушка неглупая,
но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к
которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил
в толстой серой солдатской шинели».
Вера;
«Лицо Веры особенно
неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина».
3. О характере Печорина:
«Его страсти —бурные,
очищающие сферу духа, его заблуждения — острые болезни в молодом теле, укрепляющие
его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»
а) Деятельная натура:
«Его беспокойный дух
требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В
этом человеке есть сила духа и могущество воли».
б) Рефлексия, раздвоен и е личности:
«В самом деле, в нем два
человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о
них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны
осуждения. Причины раздвоения натуры... — противоречие между глубокостью натуры
и жал костью действий одного и того же человека».
в) Кризисное состояние духа:
«Это переходное
состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и
в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в
будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на
языке философском называется рефлексиею... Тут нет полноты ни в каком чувстве,
ни в какой мысли, ни в каком действии».
г) Эгоизм:
«Нет, это не эгоизм! Эгоизм
не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел
одной любви».
д) Сравнение с Онегиным:
«Печорин Лермонтова...
Это Онегин нашего времени. Со стороны художественного выполнения нечего и
сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном отношении,
так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество Принадлежит нашему
времени, а не Лермонтову».
4. Художественные особенности:
«Герой нашего времени
представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая
состоит в названии романа и единстве героев».
Комментариев нет:
Отправить комментарий