четверг, 13 февраля 2014 г.

В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени»


1. О композиции
«Постепенное проникновение во внутренний мир героя. «Бэла», заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и «Фаталист» и «Тамань»... Теперь они являются вмес­те с другими, с «Максим Максимычем», «Предисловием к жур­налу Печорина» и «Княжною Мери», под одним общим заглавием «Герой нашего времени». Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов.
В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узна­ли. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях — с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще больше раз­дражено. Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе «Тамань» герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к «Княжне Мери», и туман рассеивается... основная идея романа, как горькое чув­ство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец «Фа­талиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая... странное дело! вы еще более пони­маете его, более думаете о нем, и ваши чувства еще грустнее и грустнее».
2. Замечания по системе образов
Максим Максимыч:
«Тип старого кавказского служаки... умственный кругозор очень ограничен... Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!»
Азамат:
«Дикарь, разбойник по рождению, для которого нет в мире ни­чего дороже оружия и лошади и для которого желание — медлен­ная пытка на малом огне».
Бэла:
«Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят муж­чину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадле­жать ни другому, ни самим себе».
Грушницкий;
«Идеальный молодой человек... «производить эффект — его страсть». В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии».
Мери:
«Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление не­сколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели».
Вера;
«Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина».
3. О характере Печорина:
«Его страсти —бурные, очищающие сферу духа, его заблужде­ния — острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»
а) Деятельная натура:
«Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли».
б) Рефлексия, раздвоен и е личности:
«В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше ска­зать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры... — противоречие между глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же чело­века».
в) Кризисное состояние духа:
«Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совер­шенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею... Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии».
г) Эгоизм:
«Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви».
д) Сравнение с Онегиным:
«Печорин Лермонтова... Это Онегин нашего времени. Со сторо­ны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном от­ношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это пре­имущество Принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
4. Художественные особенности:

«Герой нашего времени представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии ро­мана и единстве героев».

Комментариев нет:

Отправить комментарий