«Герой нашего времени» —
первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика
повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера
главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности,
то их следовало бы разместить следующим образом:
1. «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению).
2. «Княжна Мери» (Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового
назначения).
3. «Фаталист» (Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу,
все, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в
казачью станицу).
4. «Бэла».
5. «Максим Максимыч».
6. «Предисловие к журналу Печорина».
В романе
впервые был утвержден
новый литературный метод — метод
критического реализма. В предисловии ко всему роману Лермонтов замечает: « Довольно
людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие
лекарства, едкие истины».
Отличительные черты
критического реализма (в романе):
1. Историзм:
Отражение героя в эпохе
— трагическое мироощущение и философские искания Печорина.
2. Типические характеры в типических обстоятельствах:
«Водяное общество»,
горцы, Максим Максимыч; Печорин не типичный герой, а
представитель лучшей части дворянской интеллигенции.
3. Критический пафос:
Нет идеального героя.
Черты романтизма (в
романе):
1. Композиция:
В центре помещен
журнал-исповедь Печорина.
2. Романтические черты в характере самого Печорина:
Герой-индивидуалист,
конфликт героя с обществом.
3. Описания природы:
Пейзаж в «Тамани» и «Княжне Мери».
4. Интрига в «Бэле»:
Авантюрная интрига, в
основу которой положена трагическая любовь.
Отрицание романтизма:
Пародийность образа
Групшицкого (Грушницкий — пародия на романтизм).
Комментариев нет:
Отправить комментарий