четверг, 13 февраля 2014 г.

Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

            «Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования оп­ределяется не хронологией событий, но логикой развития харак­тера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом:
1.  «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению).
2.  «Княжна Мери» (Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового назначения).

3.  «Фаталист» (Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, все, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу).
4.  «Бэла».
5.  «Максим Максимыч».
6.  «Предисловие к журналу Печорина».
В   романе   впервые   был   утвержден   новый   литературный метод — метод критического реализма. В предисловии ко всему роману Лермонтов замечает: « Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Отличительные черты критического реализма (в романе):
1. Историзм:
Отражение героя в эпохе — трагическое мироощущение и фи­лософские искания Печорина.
2. Типические характеры в типических обстоятельствах:
«Водяное общество», горцы, Максим Максимыч; Печорин не типичный герой, а представитель лучшей части дворянской интел­лигенции.
3. Критический пафос:
Нет идеального героя.

Черты романтизма (в романе):
1. Композиция:
В центре помещен журнал-исповедь Печорина.
2. Романтические черты в характере самого Печорина:
Герой-индивидуалист, конфликт героя с обществом.
3. Описания природы:
Пейзаж в «Тамани» и «Княжне Мери».
4. Интрига в «Бэле»:
Авантюрная интрига, в основу которой положена трагическая любовь.
Отрицание романтизма:

Пародийность образа Групшицкого (Грушницкий — пародия на романтизм).

Комментариев нет:

Отправить комментарий