Написанию повести
предшествовали серьезные исторические изыскания Пушкина. Он был допущен к
архивам, путешествовал, беседовал с очевидцами пугачевского бунта. Позже все
эти сведения нашли отражение в «Истории пугачевского бунта», написанной
Пушкиным в виде хроники. В художественной форме тема воплотилась в «Капитанской
дочке».
По жанру «Капитанская
дочка» — историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть
черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной
судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои
записки на склоне лет, но рассказывает о своей молодости. Важное значение
имеет образ повествователя, выходца из старинного рода, для которого понятия
чести, достоинства, долга основополагающи. Пушкин избирает в качестве
повествователя именно Гринева, поскольку для Пушкина оптимальна точка зрения
лучшего представителя дворянства. Гринев духовно близок автору. «Капитанская
дочка» завершается комментарием от издателя (издатель и Пушкин — одно лицо).
Восстание показано
глазами противника восставших. Честь Гринева не позволяет ему написать
неправду, поэтому он излагает события непредвзято, не идеализируя восставших, —
тем весомее его свидетельство честного противника. Причины восстания носят
объективно-исторический характер: толпы колодников, которые видит Гринев,
подъезжая к Оренбургу; изуродованный башкирец. По сравнению с «Дубровским» в
«Капитанской дочке» по-новому осмысляется роль личности предводителя восстания.
Пугачев —-мужик, не романтический герой (речь, портрет, сон Гринева, сцена
казни). Образ не однозначен (жестокость Пугачева соседствует с великодушием по
отношению к Маше, решимость сочетается с осознанием обреченности восстания).
Пушкин не скрывает, что Пугачева поддерживали широкие массы народа, которые не
могли состоять из одних злодеев. Образ народного вождя Пугачева, народно-поэтического
идеала доброго справедливого царя, противопоставлен бездарности царских
генералов (военные советы в Бело-горской крепости и Оренбурге). Образ Пугачева
создается и при помощи фольклорных элементов (песня «Не шуми, мати зеленая
дубровушка», калмыцкая сказка об орле и вороне).
Позиция автора глубже и
историчнее позиции Гринева, которому не все дано понять. Пушкин объясняет, что
жестокость со стороны восставших мотивирована изначальной жестокостью со стороны
правительства, — читатель углубляется в исторические причины восстания. Гриневу
не понятно стремление народа к свободе, а Пушкин понимает освободительную стихию
восставших.
Каждой главе повести
предшествует эпиграф. Многие эпиграфы взяты из народных песен (глава «Вожатый»
— что создает поэтический настрой при восприятии образа Пугачева: «Сторона ль
моя, сторонушка, сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, что не
добрый ли да меня конь завез: завезла меня, доброго молодца прытость, бодрость
молодецкая и хмелинушка кабацкая»; эпиграф к главе «Пугачевщина» настраивает
читателя на торжественный, трагический лад — «Вы, молодые ребята, послушайте,
что мы, старые старики, будем сказывати»; ирония Пушкина по отношению к своему
герою прослеживается в эпиграфе к 1-й главе : «— Был бы гвардии он
завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано!
пускай его потужит... Да кто его отец?»; общий эпиграф ко всей повести —
«Береги честь смолоду» — перекликается с напутствиями отца, которые тот дает
сыну, отправляя его на службу).
Комментариев нет:
Отправить комментарий