четверг, 20 февраля 2014 г.

Философская лирика А.С. Пушкина


К философской лирике можно отнести стихотворения Пушки­на о природе, в которых отражается вечное течение жизни, непод­властное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин вопло­щал свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится у Пушкина как составная часть природы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные вещи и не вызывают в нем протеста или недоумения. В его отношении к природе нет романтического надрыва, природа у Пушкина мудра и справедлива. Пушкин преклоняется перед самим чудом жизни, и она в его лирике прекрасна в любых своих проявлениях. О возникновении чувства в душе Татьяны в «Евге­нии Онегине», например, Пушкин говорит: «пришла пора — она влюбилась». К философской лирике может быть отнесено и стихо­творение «На холмах Грузии...».

К философской лирике могут быть отнесены также и стихотво­рения, где Пушкин излагает свои воззрения на устройство челове­ческого общества. Например, стихотворение «Анчар» (1828). Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, без­условно, метафоричен. Анчар — воплощение мирового зла, его символ.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин в этих строках намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин/раб. В этих строках оба действую­щих лица сознательно уравнены —«человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, лежит на обоих людях. На первом — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом — за то, что он «послушно в путь потек». Вина раба усиливается строками:
Принес — и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые пределы.
Таким образом, стихотворение превращается в своего рода философскую аллегорию об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властелина. Рабство — лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло. Миру людей противопоставлен разумный, мудрый мир природы:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...

Одной из характернейших черт философской лирики Пушкина можно считать гуманизм. Это проявляется в первую очередь в ува­жении к личности, к ее праву на выбор и свободу. В этом аспекте к философской лирике можно вполне отнести и стихотворение «Я вас любил...» (см. выше).

Комментариев нет:

Отправить комментарий