К философской лирике
можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается вечное
течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал
свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится у Пушкина как
составная часть природы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть
воспринимаются поэтом как естественные вещи и не вызывают в нем протеста или
недоумения. В его отношении к природе нет романтического надрыва, природа у
Пушкина мудра и справедлива. Пушкин преклоняется перед самим чудом жизни, и она
в его лирике прекрасна в любых своих проявлениях. О возникновении чувства в
душе Татьяны в «Евгении Онегине», например, Пушкин говорит: «пришла пора — она
влюбилась». К философской лирике может быть отнесено и стихотворение «На
холмах Грузии...».
К философской лирике
могут быть отнесены также и стихотворения, где Пушкин излагает свои воззрения
на устройство человеческого общества. Например, стихотворение «Анчар» (1828).
Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, безусловно,
метафоричен. Анчар — воплощение мирового зла, его символ.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин в этих строках
намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин/раб. В этих
строках оба действующих лица сознательно уравнены —«человека человек». При
этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, лежит на обоих людях.
На первом — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на
другом — за то, что он «послушно в путь потек». Вина раба усиливается строками:
Принес — и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые пределы.
Таким образом,
стихотворение превращается в своего рода философскую аллегорию об
ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина
раба здесь ничуть не меньше, чем вина властелина. Рабство — лишь оборотная
сторона тирании, и существовать
они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и
именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло. Миру
людей противопоставлен разумный, мудрый мир природы:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...
Одной из характернейших
черт философской лирики Пушкина можно считать гуманизм. Это проявляется в
первую очередь в уважении к личности, к ее праву на выбор и свободу. В этом
аспекте к философской лирике можно вполне отнести и стихотворение «Я вас
любил...» (см. выше).
Комментариев нет:
Отправить комментарий