понедельник, 10 февраля 2014 г.

Идейно-художественное своеобразие комедии «Ревизор»

Характерные черты чиновничества:
1.  Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, б) Письмо друга городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки», в) Сцена дачи взяток Хлестакову.

2.  Казнокрадство: а) Земляника: «Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздорове­ет», б) Церковь, которую растащили по частям.
3.   Грубый произвол:  а) Отношение городничего к купцам. «Придет в лавку и, что ни попадет, все берет... А попробуй прекос­ловить — наведет к тебе в дом целый полк на постой», б) Отноше­ние к слесарше и унтер-офицерше, в) Почтмейстер распечатывает письма. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
Единственным положительным героем комедии является смех.
Чернышевский Н. Г.:
«Начиная с Гоголя, критика становится полностью художест­венной». Комическое у Гоголя построено на внутренних противо­речиях, а не на обличениях со стороны; в комедии нет положительного героя-обличителя. В задачу Гоголя входило вскрыть противо­речия между внешней значительностью и внутренней ничтожнос­тью (образ городничего).
Средства сатирической типизации:
1.  «Ситуация ревизора» — это ситуация страха, влекущая за собой саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.
2.  Речевые характеристики: а) Крылатые выражения («лег­кость мысли необыкновенная», "да", —сказали мы с Петром Ива­нычем» и проч.), б) Алогизмы («больные выздоравливают, как мухи»), в) Гипербола в сцене вранья Хлестакова (арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 000 одних курьеров и
т. д.).
3. Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда).
4. Комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий на­девает футляр вместо шляпы).
5. Парные персонажи (Бобчинский и Добчинский).
6. Любовная интрига носит пародийно-комический характер.
7. Непосредственное выражение авторской позиции: а) Замеча­ния для господ актеров: «Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произ-весть... потрясение на всех разом, вдруг», б) Авторские ремарки («всторону», «в размышлении», «поднося бумажки», «принимая деньги»), в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.
Комедия «Ревизор» является произведением критического ре­ализма. Б ней ярко изображена эпоха 30-х гг. XIX в, показаны типические характеры в типических обстоятельствах. Особеннос­ти гоголевской сатиры — пафос социальности и пафос отрицания.
Жанровое своеобразие комедии:
Драматического конфликта как такового в «Ревизоре» нет. Го­голя интересует комедия, как нравоописательный жанр, как сати­рическое произведение. Любовная интрига отодвинута на третий план. Принято считать «Ревизор» комедией общественно-полити­ческой.
Конфликт в комедии:

По традиции выделяют внешнюю и внутреннюю сторону кон­фликта. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразуме­нии, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом. Гоголь стремится пока­зать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеа­лу человека и общества. Важнейшей художественной задача ав­тора стало сорвать маску с «благонамеренных лиц».

Комментариев нет:

Отправить комментарий