Характерные черты
чиновничества:
1. Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, б) Письмо
друга городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся
грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в
руки», в) Сцена дачи взяток Хлестакову.
2. Казнокрадство: а)
Земляника: «Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем.
Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так
выздоровеет», б) Церковь, которую растащили по частям.
3. Грубый произвол: а) Отношение городничего к купцам. «Придет в
лавку и, что ни попадет, все берет... А попробуй прекословить — наведет к тебе
в дом целый полк на постой», б) Отношение к слесарше и унтер-офицерше, в)
Почтмейстер распечатывает письма. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности,
а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
Единственным положительным героем комедии является смех.
Чернышевский Н. Г.:
«Начиная с Гоголя,
критика становится полностью художественной». Комическое у Гоголя построено на
внутренних противоречиях, а не на обличениях со стороны; в комедии нет
положительного героя-обличителя. В задачу Гоголя входило вскрыть противоречия
между внешней значительностью и внутренней ничтожностью (образ городничего).
Средства сатирической
типизации:
1. «Ситуация ревизора» — это ситуация страха, влекущая за собой
саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.
2. Речевые характеристики: а) Крылатые выражения («легкость мысли
необыкновенная», "да", —сказали мы с Петром Иванычем» и проч.), б)
Алогизмы («больные выздоравливают, как мухи»), в) Гипербола в сцене вранья
Хлестакова (арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 000 одних
курьеров и
т. д.).
3. Говорящие фамилии
(Ляпкин-Тяпкин, Держиморда).
4. Комичные ситуации
(падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы).
5. Парные персонажи
(Бобчинский и Добчинский).
6. Любовная интрига носит
пародийно-комический характер.
7. Непосредственное
выражение авторской позиции: а) Замечания для господ актеров: «Особенно должны
обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно
произ-весть... потрясение на всех разом, вдруг», б) Авторские ремарки
(«всторону», «в размышлении», «поднося бумажки», «принимая деньги»), в) Немая
сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над
чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в
тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой
автора в торжество справедливости.
Комедия «Ревизор»
является произведением критического реализма. Б ней ярко изображена эпоха 30-х
гг. XIX в, показаны типические
характеры в типических обстоятельствах. Особенности гоголевской сатиры — пафос
социальности и пафос отрицания.
Жанровое своеобразие
комедии:
Драматического конфликта
как такового в «Ревизоре» нет. Гоголя интересует комедия, как
нравоописательный жанр, как сатирическое произведение. Любовная интрига
отодвинута на третий план. Принято считать «Ревизор» комедией общественно-политической.
Конфликт в комедии:
По традиции выделяют
внешнюю и внутреннюю сторону конфликта. Внешний: между Хлестаковым как
ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении,
а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна
для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом. Гоголь
стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу
человека и общества. Важнейшей художественной задача автора стало сорвать
маску с «благонамеренных лиц».
Комментариев нет:
Отправить комментарий