Образ города в комедии
складывается как целостная система.
Тремя важнейшими принципами в изображении города являются:
1. Иерархичность (город
показан в виде социальной лестницы городские низы (мещане), купцы, городские
помещики, чиновники, городничий);
2. Универсальность (Гоголь нарисовал город обычный, типичный);
3. Энциклопедичность
(отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни
России, все классы и сословия (нет только крестьян, которые не играют роли в
жизни города), все государственные институты:
высшая городская власть, суд,
почта, учебные и богоугодные заведения, полиция; нет только армии (по цензурным
соображениям) и церкви (Гоголь был верующим человеком), широкий показ
действительности: злоупотребления
чиновников, праздная жизнь городских помещиков, притеснение купцов со стороны
власти и их собственный обман покупателей, тяжелая жизнь мещан).
В теме Петербурга,
связанной с образом Хлестакова, художественное обобщение достигает наивысшей
силы, иерархическая лестница достраивается до самого верха. Автор не ограничивает
сатиру уездным городом, а раздвигает границы ее до общероссийского масштаба.
Центральное место в изображении города занимают образы чиновников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий