четверг, 20 февраля 2014 г.

Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романти­ческой литературы. Пушкин берет расхожие романтические сю­жетные штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Станцион­ном смотрителе» нарочито банален. Военный заезжает на постоя­лый двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история долж­на непременно закончиться трагически.
Пушкин следует этой тра­диции практически до самого конца, нагнетая трагизм. Но в самом конце оказывается, что Дуня счастлива, у нее дети и любящий муж. В «Барышне-крестьянке» взят другой расхожий сюжет — вражда двух семейств (напр. Монтекки/Капулетти в «Ромео и Джульетте» и т. д.). Ситуация нагнетается, но затем также разре­шается совершенно неромантическим способом — все оказывается как нельзя лучше-.

В «Повестях Белкина» романтическому взгляду на действи­тельность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев (поведение Алексея и Лизы во время их встречи у Муромских), противопоставляет им нормальную жизнь, в которой есть радость, приятные житейские мелочи (вражду двух семейств прекращает внезапно понесшая лошадь), и «богатое имение», и «связи», что для нормальной, полноценной жизни не так уж мало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий