Образ Петербурга занимал
и занимает по сей день важное место в русской литературе. В отличие от
«златоглавой и белокаменной» Москвы, облик и история которой неотделимы от
многовековой истории русского государства, Петербург скорее город «мифологический».
Это, по словам Достоевского, «умышленный город»; он построен по дерзкому плану
Петра на болотах, назло природе и «надменным соседям». Не будучи «укорененным»
в русской истории, Петербург живет мифом о Петербурге, а отсутствие уходящей в глубь
веков родословной компенсируется богатой, яркой литературной биографией.
Два образа Петербурга,
созданные поэтами с принципиально разными эстетическими установками, не только
полемичны по отношению друг к другу, по и различны по ракурсу изображения,
эмоциональному колориту. Возвышенный образ Петербурга создан и «петербургской
повести» А. С. Пушкина «Медный всадник». Уже само название произведения выводит образ города на первый
план, а символом столицы становится
памятник ее основателю. Во вступлении Петербург предстает перед читателем как
«дворцов и башен грозные громады», как «неколебимая» военная столица, в лучах
славы которой «померкла старая Москва». Пафос пушкинского описания тяготеет к
торжественности и возвышенности оды: «Петра творенье», «Невы державное
теченье», «полнощных стран краса и диво» — вот та стилевая доминанта, которая
определяет изображение Петербурга в поэме. И хоть и называют новую столицу
«царицей», а Москву— «порфироносной вдовой», Петербург остается городом
искусственным, «Петра твореньем», служащим «окном в Европу», но не Домом для
человека. Петербургская жизнь почти никогда не оставляет человека наедине с
самим собой, она происходит «на виду» у света, требуя соблюдения его законов и
участия в его ритуалах. Подробное описание дня светского человека мы находим в
первой главе «Евгения Онегина»:
Бывало, он еще в
постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В
самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там
детский праздник.
Главный герой романа
становится нашим гидом, вместе с которым мы можем побывать в театре, выйти на
петербургский бульвар, отправиться на бал, где «толпа мазуркой занята». День
Онегина — это своеобразный путеводитель по быту и нравам столичного дворянства, и благодаря «близкому
знакомству» с главным героем мы имеем возможность заглянуть и в кабинет
«философа в осьмнадцать лет», и в светскую залу, и за театральные кулисы,
узнать, что занимало «ум и душу» молодого человека его времени, о чем говорили
на светском рауте и даже что модно было носить в Петербурге двадцатых годов прошлого
века.
Таким образом,
вступление поэмы «Медный всадник» и петербургские главы «Евгения Онегина»
представляют Петербург как город, с одной стороны, величественный, исполненный
торжественности и горделивости; с другой — праздничный и беззаботный, точнее,
погруженный в светские заботы о приемах, балах, театральных новинках.
В противовес пушкинскому
Петербургу Некрасов создает свой образ города — города контрастов. Обращаясь к
Пушкину в поэме «Несчастные» как к певцу Петербурга, Некрасов говорит:
О город, город роковой!
С певцом твоих громад
красивых...
Не спорю я: прекрасен ты
В безмолвной полночи
безлунной,
В движенье гордой суеты!
Но Некрасов видит свою
задачу в том, чтобы описать все то, что обошел Пушкин, и утверждает права и
значение темы социальных противоречий. В соответствии с эстетическими
представлениями «натуральной школы» Некрасов создает не столько высокий образ
столицы, сколько (в большинстве случаев) трагическую хронику жизни большого
города. Для него Петербург является прежде всего социальным пространством,
наполненным самыми прозаическими реалиями.
Если Пушкин в «Медном
всаднике» дает панорамное изображение города («громады стройные теснятся»), не
выделяя отдельных зданий и любуясь Петербургом словно издали, то Некрасов изображает
город через уличные сцены, каждая из которых является эпизодом социальной
жизни, остановленной картиной социального быта. Как правило, действие
происходит в людном месте: на Сенной площади («Вчера вечор в часу в
шестом...»), на Невском проспекте («Кому холодно, кому жарко!» из цикла «О
погоде»), у ворот богатого дома («Размышления у парадного подъезда»). Каждая
сценка дается Некрасовым крупным планом; в кадре мы видим усталые лица
крестьян, в растерянности дающих «скудную лепту» самодовольному швейцару,
охраняющему покой чиновного хозяина, или бравого усача, летящего на тройке
«потешиться лихо» на кладбище («Кому холодно, кому жарко!»). Предметные реалии,
попадающие в поле зрения поэта, становятся социальными знаками: так, в облике
простых «деревенских русских
людей» он отмечает дыры на армяках и
стоптанные лапти; в стихотворении
«Вор» наряду с «дырявым сюртуком» «похитители калачей» от внимательного
взгляда автора не ускользает и болезненный цвет лица, и дрожащие руки
несчастного.
Но не только обилие
героев из низов отличает стихи Некрасова о Петербурге. Сам город, кажется,
повернут к читателю своей «оборотной стороной». «Строгий» и «стройный вид»
пушкинского Петербурга сменяется «прегрязными улицами», «каналами, что летом
зловонны»; в некрасовском Петербурге «грязны улицы, лавки, мосты». «Невы
державное теченье, береговой ее гранит» воспринимаются противоположно:
...С какой-то тоской
безотрадной
Месяц с ясного неба
глядит
На Неву, что гробницей
громадной
В берегах освещенных
лежит.
«Ликующая» Нева Пушкина
в изображении Некрасова предстает «угрюмой» и «мрачной». Обращает на себя
внимание и выбор реальных примет Петербурга двумя поэтами: если Пушкин останавливает взгляд на
светящейся в «прозрачном сумраке» Адмиралтейской игле, то Некрасов, описывая
внешний облик города, выделяет шпиль Петропавловской крепости, «перед длинной
стеной крепостною». Пушкинское описание Петербурга во вступлении к «Медному
всаднику» становится гимном городу, прославлением «военной столицы»,
утверждением мощи российского государства. Некрасов же видит Петербург
«наводящим уныние и сплин», «государственной темницей», постоянно напоминающей
о границах личного суверенитета и свободы.
Различается и цветовой
спектр Петербурга: блеск, «веселый света, снежная радуга, «блистающие фонари»
Пушкина уступают место мрачному колориту, а точнее, черно-белой некрасовской
графике. И даже обращаясь к «светлым картинам» жизни русской столицы, Некрасов
не забывает отметить:
... зимой
Словно весь
посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!
По каналам, что летом
зловонны (!),
Блещет лед...
(«Кому холодно,
кому жарко!»)
Самая безмятежная
картина неожиданно может прерваться «стоп-кадром», резко меняющим тональность
описания:
Но зимой - дышишь
вольно; для глаза -
Роскошь!..
Даже клячи извозчичьи
бегу
Прибавляют теперь.
И картины пробуждения
Петербурга, сохраняя почти одинаковый набор реалий городской жизни, разительно
отличаются как эмоциональной атмосферой, так и пониманием смысла описываемых
событий. Первая глава «Евгения Онегина» рассказывает о «деловом» Петербурге,
который торопится жить, поспевая за стремительным ритмом будней;
Встает купец, идет
разносчик,
На биржу тянется
извозчик...
Темп жизни в столице
подчеркивается, кажется, самой структурой фразы: глагол, существительное,
глагол... Динамика пушкинской фразы не терпит остановок, уточнений, пояснений.
Некрасовское же "Утро» полно апатии, тоски, предчувствий и знаков смерти:
Торгаши просыпаются
дружно...
Целый день им обмеривать
нужно,
Чтобы вечером сытно
поесть...
………………………………….
Дворник вора колотит —
попался!
Гонят стадо гусей на
убой;
Где-то в верхнем этаже
раздался
Выстрел— кто-то покончил
с собой...
В одном понятийном ряду
оказываются воры, гуси, дворники, самоубийцы, и равно бессмысленны становятся
и утренние «заботы», и сама жизнь.
Однако нельзя сказать,
что два образа Петербурга —
Пушкина и Некрасова - отрицают друг друга. Между ними есть и преемственность: Некрасов продолжает и развивает
то «прозаическое» начало и поэзии, которое впервые обнаружилось в творчестве
Пушкина. Петербургское наводнение, изображенное Пушкиным в «Медном всаднике»,
во многом определило поэтику будущих некрасовских описаний:
...Обломки хижин, бревна,
кровли,
Товар запасливой
торговли,
Пожитки бледной
нищеты...
Но если у Пушкина эта
картина лишь одна из граней облика города, то для Некрасова она станет образцом
объективно-прозаического повествования о жизни столицы.
Таким образом, если
Пушкин окружает прозаические реалии поэтическим ореолом, то Некрасов прозаизирует
возвышенное. Образ Петербурга в творчестве Пушкина и Некрасова — это не просто
изображение города на разных этапах его истории, но и показ разных аспектов и
разных граней жизни столицы. Два разных лика Петербурга взаимодополняют
целостную картину, тем самым давая читателю возможность увидеть город в разных
его ипостасях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий