четверг, 20 февраля 2014 г.

Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский»

Принято считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, исто­ричность, сюжетная занимательность подчинена социальной про­блематике), хотя по объему «Дубровский») скорее повесть.
Большое внимание в романе уделено обличению «барства дико­го» . Изображение быта и нравов провинциального дворянства свя­зано в первую очередь с образом Троекурова. Изображение Троеку­рова —- это изображение типического характера в типических об­стоятельствах (отношение к крестьянам, дворовым, сцена с медве­дем, тяжба с Андреем Дубровским). В образе Верейского, аристо­крата-англомана, обличается деспотизм (отношение к Маше Трое­куровой).
Реализм в изображении барства сочетается в романе с идеализацией старинного дворянства (Дубровские: честь, достоин­ство, моральные и нравственные устои). Обличение продажного чиновничества нашло свое отражение в сцене неправедного суда и образе заседателя Шабашкипа. В основе истории Андрея Дубров­ского лежит подлинное дело поручика Ивана Муратова. Пушкин еще до Гоголя обращается к теме продажности и паразитической сущности чиновничества (сцена пьянства чиновников в имении Дубровского).
Другим важным аспектом является тема народного восстания, изображенная в романтической традиции. Реалистические тен­денции связаны с общим сатирическим пафосом произведения и образом кузнеца Архипа, но романтизм преобладает (выбор жанра: авантюрно-приключенческий роман о благородном разбойнике; композиция: любовь благородного разбойника к дочери своего врага, ситуация переодевания, ситуация мести за поруганную честь). Владимир Дубровский — типично романтический герой, реалистических черт в нем почти пет. Читателю ничего не известно о его быте, социальном окружении. Образ Владимира Дубровского дан в развитии: честолюбивый и беспечный мот становится защит­ником угнетенных, благородным мстителем. Образ не обладает ре­алистической цельностью и художественной завершенностью. Владимир не типичен по положению, в которое поставлен обстоя­тельствами предводитель крестьян-повстанцев. Пушкин идеали­зировал своего героя и строил его взаимоотношения с крестьянами на патриархально-идиллической преданности.

В «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, органично соеди­нив идейность и авантюрность, интригу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий