Начало работы над
романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения
«Обыкновенной истории», где основным мотивом, по словам автора, было осознание
«труда, живого дела в борьбе с всероссийским застоем», И. А. Гончаров
обращается к образу Обломова.
В октябре 1848 г. был
создан первый вариант «Сии. Обломова», а в марте 1849 г. в альманахе «Литературный
сборник с иллюстрациями» при журнале «Современник» печатается «Сон Обломова.
Эпизод из неоконченного романа».
С этого момента
начинается длительная и кропотливая работа над произведением. Поездка на родину,
в Симбирск, в 1848 Г. способствовала дальнейшему развитию замысла.
Работа над романом была
прервана в 1852 г. — Иван Александрович отправился в кругосветное путешествие.
25 февраля 1855 г. Гончаров возвращается в Петербург и уже 29 ноября того же
года читает в кругу знакомых практически завершенную первую часть романа.
Можно предположить, что мысли об «Обломове» не покидали писателя во время
двухлетнего плаванья.
Однако публикация первой
части романа (в незаконченном варианте) осуществилась только в 1857 г. Такой
перерыв в творческой работе был вызван важнейшими событиями в личной жизни
Гончарова. Глубокое И безответное чувство к Е. В. Толстой, пережитое в это время
Иваном Александровичем, вероятно, отразилось во взаимоотношениях его
литературных героев — Ильи и Ольги.
После публикации начала
романа в «Русском вестнике» у М. Н. Каткова Гончаров берет четырехмесячный
отпуск и уезжает в Мариенбад: поправить здоровье и поработать над
романом. 21 июня 1857 г. писатель приехал на знаменитые воды, а 31 июля уже
была завершена первая часть «Обломова», написана вторая и больше половины
третьей. Этот период впоследствии был назван биографами писателя
«мариенбадовским чудом». Роман был практически завершен. Гончаров прочитал
свое Произведение Тургеневу и Боткину при встрече в Париже.
В критических заметках
«Лучше поздно, чем никогда» Иван Александрович написал об этом периоде своего
творчества: «...Кончил в 1857 году за границею на водах «Обломова» и тогда же
прямо из Мариенбада поехал в Париж, где застал двух-трех писателей из русских
литераторов и прочел им только что написанные в уединении... три последние
части «Обломова» за исключением последних глав, которые дописал в Петербурге,
и опять прочел их уже тем же лицам».
Публикация завершенного
романа «Обломов» началась в январе 1859 г. В течение четырех месяцев журнал
«Отечественные записки» знакомил читателей с новым произведением И. А.
Гончарова.
«Без всякого
преувеличения можно сказать, что В настоящую минуту во всей России нет ни
одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили
об «Обломове» — так оценил появлений романа критик А. В. Дружинин.
Жанр романа
«Обломов» —
реалистический социально-бытовой роман. В этом произведении ярко отразились
ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения
действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров,
воплощающих черты определенной социальной среды.
На характер и образ
жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад.
Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи
Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к
возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть
определены в романе как «обломовщина». Сам же характер Обломова крупнее и
масштабнее.
Гончаров считал, что тип
«слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц». Именно
поэтому неспешное бытописание, объективное воссоздание повседневной жизни —
характерные черты реалистического письма И. А. Гончарова.
Авторская позиция по
отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже
изжившей себя патриархально-помещичьей среды, писатель вместе с тем
противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию
дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Тарантьева, Мухоярова,
Затертого и др.
Гончаров раздвигает
рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе,
среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством
писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти
связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться
в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий